Как варить алюминий: Обзор моделей и правила работы
Аргонодуговая сварка алюминия (TIG) помогает облегчить сложный процесс варки этого капризного металла. Этот метод намного сложнее популярных и не используется в быту (если только вы не профессиональный сварщик). Чаще всего аргонодуговая сварка используется в производстве, строительстве, автомобильном ремонте. Сварка аргоном является дорогой услугой ее сложности: даже некоторые профессионалы не умеют с ней работать. В статье вы узнаете о сложностях сварки алюминия TIG AC/DC, какие нужны расходники и как готовить алюминий к работе.
Сложности сварки алюминия TIG аппаратом
С алюминием тяжело работать. Это связано с тем, что:
- Оксидная пленка на поверхности металла имеет высокую температуру плавления, ее нужно счищать абразивами без повреждения самой детали.
- Из-за большой усадки шов может изменить форму.
- Сложно накладывать монолитный шов из-за легкой окисляемости металла.
- Этот металл плавится при температуре в 660 градусов (для сравнения, температура плавления углеродистой стали – около 1500 градусов). Чтобы удалить оксидную плёнку, нужно около 2000 градусов, а вот сам металл потеряет прочность при таких температурах.
- Ход сварки сложно контролировать из-за сохранения цвета при нагреве, из-за этого могут появиться прожоги.
- Необходимо использовать прокладки для теплоотвода, поскольку алюминий очень текучий.
- Большая теплопроводность.
- Алюминий подвержен образованию трещин, что ослабляет шов. Во время испарения молекул водорода образуются поры, трещины возникают во время охлаждения объекта.
Аргонодуговая сварка сильно упрощает сварку: аргон вытесняет молекулы кислорода из шовной зоны, одновременно разрушая оксидную плёнку. Благодаря этому получается аккуратный и прочный шов, который не подвержен дефектам.
Какое оборудование необходимо для сварки алюминия TIG аппаратом
Сварка алюминия на постоянном токе TIG невозможна, поэтому вам нужен исключительно аппарат, работающий от переменного тока или универсал. Лучший аппарат TIG для сварки алюминия – инвертор, потому что он небольшой, его легко настроить и он стабилен в работе. Прежде всего, определите силу тока, с которой будете работать: ориентируйтесь на толщину обрабатываемой детали и вида привариваемого шва. Также необходимо купить расходники к аппарату:
- Баллон с газом;
- Рукава для соединения с аппаратом;
- Горелка.
Также могут пригодиться электроды из вольфрама и присадочный прут
Подготовка металла к работе
Чтобы подготовить алюминий, нужно обезжирить поверхность с помощью растворителей. Для объектов в четыре и более миллиметра в толщину нужно разделать кромки. Сварочная ванна должна находиться ниже, чем поверхность детали, также оставьте маленькое притупление, чтобы не допустить прожог. Если вы обрабатываете тонкую алюминиевую деталь, применяйте отбортовку – загните кромки под угол 90 градусов относительно листа: они должны прилегать друг к другу плотно. Таким образом вы сделаете более качественный шов и уменьшите риски деформаций.
Обязательно удаляйте оксидную плёнку с поверхности с помощью обработки абразивными материалами – наждачкой или напильником.
Алгоритм сварки
Когда вы настроите все параметры инвертора, подачу тока, разберетесь с выбором нужных расходников, можно начинать сваривать.
В процессе постепенно уменьшайте подачу тока, иначе будут риски прожечь металл. Также подбирайте интенсивность выпуска газа: опирайтесь на ток и скорость ведения горелки. При слишком большой интенсивности в газовую среду попадают примеси воздуха, что приводит к порче соединительного шва.
Сначала на полминуты подается газ, чтобы создать изолированную от кислорода среду. Затем носик горелки подносят к металлу на расстоянии до двух миллиметров, создавая дугу. Электрод плавит кромки и присадку. Ставьте электрод на угол от 70 до 80 градусов от электрода, а проволоку с присадкой под 90 градусов: так вы защитите шов от дефектов. Присадка подается возвратно-поступательными движениями. Не совершайте резких движений, иначе шов получится неравномерным, а металл начнет брызгать.
Соблюдайте примерно равное расстояние рабочей поверхностью и металлом в один-два миллиметра, чтобы получить качественный шов. Из-за усадки металл после плавки быстро затвердевает: это может привести к возникновению дефекта. Достаточно заварить ямку в конце шва.